История штор.
Исторические стили оконного убранства

Ренессанс 1440-1649

С эпохи Ренессанса начинается осознанное украшение интерьеров. Именно в этот период великих перемен и возрождения живописи и архитектуры украшение интерьеров стало восприниматься как особое направление искусства. Идея намеренного использования предметов мебели в качестве декорации, а также применение единообразных и гармонирующих тканей вскоре стала популярной по всей Европе.

Представления о «цивилизованой жизни в доме» начали руководствоваться набором установленных правил. Это было началом искусства дизайна интерьера и развития индустрии оконного убранства. Основным способом изоляции окна в течение периода Ренессанса были деревянные ставни, закрепленные с внутренней либо с наружной стороны окна. Cтавни могли закрывать оконный проем, защищая помещение от дождя и яркого солнечного света, но практически не могли сохранить тепло.

В XVI веке введение в обиход легких прозрачных тканей дало возможность создания простых и утилитарных занавесок. Занавески, чаще всего из тонкого газа или муслина, позволяли контролировать солнечное освещение и сохранять определенную уединенность. Хотя в эпоху Ренессанса убранство окон было простым и непритязательным, занавески, составлявшие убранство кроватей, а также портьеры, разделявшие комнаты, были выполнены гораздо искуснее. Они помогали сохранять уединенность и не давали сквознякам и звукам распостранятся по всему дому. Занавески такого типа назывались «портьерами», от французкого «porte», что означает «дверь». Портьеры висели внутри помещения. Полотнища ткани, возможно шелка, льна или шерсти, утром подвязывалось к косяку двери и опускалось на ночь, отгораживая помещение.

В это время наиболее ценным имуществом человека была кровать. Спальни знати должны были отражать всю важность положения своих владельцев. Кровати с балдахинами на четырех столбиках и пологами представляли собой большие деревянные конструкции, украшенные искусной резьбой. Занавеси полога крепились под балдахином и полностью закрывали кровать. В холодных северных странах это помогало сохранять тепло и не допускать сквозняков, тогда как в более теплых средиземноморских странах основной функцией полога была защита от москитов и насекомых. По правде говоря, слово «полог» (английское «canopy») было произведено от греческого слова «konops», что значит «комар». Ткани этого времени были главным образом гладкого плетения, шелковые, шерстяные или хлопковые. По мере развития новых способов ткачества, во Франции и в Италии начинается широкое использование бархата и парчи насыщенных и переливающихся цветов. Хлопковые ткани теперь украшались ручным набивным рисунком или рисованными узорами с крупными цветочными мотивами.

К концу эпохи Ренессанса в оконное убранство начали включаться подзоры. Ламбрекены и карнизы, формы которых были навеяны мотивами греческого искусства, стали теми завершающими штрихами, которые придали занавескам более изысканный вид, достигший особенного расцвета в эпоху барокко.

 

Барокко, ранний георгианский стиль 1643-1730

Эпоха Барокко внесла большие изменения в оконное убранство. Впервые в истории оконные занавески стали продуманным декоративным элементом внутреннего оформления комнаты. Дальнейшие успехи в развитии технологии качества, в сочетании с растущим ввозом хлопковых тканей из Индии, позволяли создавать новые интересные ткани специально для использования в оконном убранстве.

«Более сложные» и «театрализованные» — вот самые распространенные эпитеты при описании всех видов штор эпохи барокко. Карнизы и ламбрекены теперь получили распространение как наиболее предпочтительные способы завершения верхней части оконного убранства, хотя их первоначальным назначением было всего лишь скрывать штанги и рабочие части занавесок, укрепленных под ними. Карнизы вырезали из дерева и, как правило, придавали им весьма изощренную форму.

Ламбрекены, в отличие от карнизов, обычно выполнялись из плотной жесткой ткани, фигурно выкроеной, и часто украшались по краям декоративными элементами. Отделка галуном и бисером, искусство изготовления декоративной тесьмы процветали во Франции во времена правления Людовика XIV. Позже мастера-гугеноты из-за религиозных преследований бежали в Германию, Англию и Нидерланды, унося с собой секреты утонченного ремесла. Красивая отделка, которая изначально использовалась для того, чтобы скрыть подгибки и места соединения драпировок, постепенно превратилась в декоративный элемент, доступный только членам королевской семьи и знати. Плоские шнуры и тесьма, бахрома с кисточками и сутаж из тонких шелковых нитей украшали края полотнищ из бархата, парчи и камки.

Оконные занавески первоначально представляли собой простое отдельное полотнище ткани. Новая мода на шторы из двух полотнищ придала оконному убранству симметричность. Даниель Маро, французкий художник и обойщик XVII века, считается автором «фестонов» — занавески, которая может быть стянута вверх, создавая эффект ламбрекена. Исходя из этого принципа, было разработно множество разнообразных фасонов жалюзи и маркиз, из которых самыми распространенными являются маркизы и подзоры с кисточками. Обтянутые тканью скользящие рамы защищали помещения от яркого солнца в течение дня. Для них использовались очень тонкие, прозрачные ткани, натянутые на раму и пропитанные маслом. Рама монтировалась в оконном проеме.

Кроватные пологи в эпоху барокко также стали более изощренными. Сама деревянная конструкция над кроватью стала меньше, чем в эпоху Ренессанса, но пологи и балдахины над кроватью достигли нового уровня роскоши и детализации. Ранний георгианский стиль был декоративным стилем Англии и Америки, процветавшим одновременно с эпохой барокко, он был более рафинированным и менее сложным. Многие произведения,которые относят к раннему георгианскому стилю,приписываются сэру Кристоферу Рену, королевскому архитектору Англии конца 1600-х годов.

Поздний георгианский стиль 1714-1770

Самой важной из идей, которые развивались в течение позднего георгианского стиля, была мысль привести оконные занавески в соответствие с кроватными драпировками. Первоначально эти два элемента воспринимались как не связанные между собой в офорилении интерьера комнаты. Богатые дамасские ткани и парча золотых, голубых и красных цветов теперь использовались и для занавесок и для кроватных драпировок. Другими цветами, которые доминировали в интерьерах этого времени, были бирюзовый и коралловый.

Кроватные драпировки были теперь обыкновенным явлением по всей Европе, сохраняя тепло и являясь украшением величественных покоев этого времени. Хлопковый ситец с набивным рисунком с мотивами английских садов наиболее высоко ценился в это время средним классом, что увеличивало популярность этого типа убранства. У состоятельных людей обычно имелись два комплекта кроватных драпировок: тяжелые ткани и гобелены для использования в зимнее время и более легкие муслиновые — для лета. Изысканные ламбрекены элегантных очертаний определяли силуэт окна позднего георгианского времени. Украшение аппликацией и вышивкой делали эти элементы штор еще богаче. Воздушные фестонные жалюзи, которые подымались под ламбрекены при помощи шнуров, считались самым модным фасоном в Европе.

В Англии в этот период самым популярным фасоном были «Итальянская низка», или занавески с фестонами. Полотнища этих занавесок драпировались таким образом, чтобы выглядеть как фестоны, для чего струну протягивали по диагонали в направлении наружных верхних углов окна, что заставляло ткань висеть грациозными волнами. Современные дизайнеры интерьера до сих пор пользуются этим очень элегантным способом изготовления фестона. Рамы с промасленной тканью эпохи барокко продолжали широко использоваться в качестве защиты от солнца и в этот период. Их часто расписывали вручную замысловатыми узорами или сценами на природе. Эти рамы стали предшественниками роликовых штор, появившихся ближе к концу этого периода.

Роликовые шторы изготавливали из натурального льна или хлопка и использовали натяжную систему подъема, чтобы их можно было опускать и подымать для контроля освещения и создания уединенности. Шторы становились все более сложными по мере того, как архитекторы начали разрабатывать стили и очертания окон, основываясь на системе пропорций, установленной в соответствии с идеалами итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио и названной «принципами Палладио». Эта система представляла собой определенный набор пропорциональных соотношений, основанных на классической архитектуре античной Греции, которые можно было применить к различным элементам экстерьера, включая окна.

Рококо, стиль Людовика XV 1730-1760

В 1754 году Чиппендейл (один из обойщиков того времени) издал книгу образцов узоров «Руководство для джентельмена и оформителя кабинета». Эта книга не теряла свое значение в области убранства интерьеров в течение многих лет. Чиппендейл обычно использовал мотивы, навеянные китайским искусством, наряду с мотивом раковины - «фирменным» знаком эпохи рококо. Эти мотивы использовались и в узорах тканей, так же, как в богатой деревянной резьбе кроватей и прочих предметов мебели. Форма окон этого времени создавала массу трудностей, как часто бывает и сегодня.

Готические узкие стрельчатые окна, широкие арочные окна получили распространение по всей Европе и в Британии. Чиппендейл создал изогнутые карнизы и ламбрекены для украшения этих окон и затем драпировал их маркизами с мягкими складками. Большое внимание в этот период уделялось более легким драпировкам и балдахинам кроватей — предпочтение отдавалось стремлению к большему комфорту. Легкая шелковая тафта была самой распространенной тканью для изготовления занавесей и драпировалась по-новому, более легкими складками, что и отличает убранство этого периода. Цвета стали более утонченными: мягкие пастельные оттенки желтого, розового и голубого пришли на смену темным насыщенным краскам предыдущего столетия.

Развитие текстильной промышленности позволило создать ткани, имевшие качества, которые не изменялись со временем известные сегодня просто как полотно. Полотно было первой тканью, окрашеной с использованием медных досок. Этот способ позволял производить ткани которые имели более отчетливый рисунок, а также более крупный раппорт узора. Технология полировки тканей для получения «ситца» также была введена в обиход в это время. По мере того как балдахины становились все менее тяжеловесными, деревянные конструкции над кроватями также изменились и получили несколько разновидностей.

«Половинный балдахин» был более компактным, отстоявшим от стены лишь над частью кровати, а не над всей длиной. «Польская кровать» имела навершие в виде купола, который поддерживался стойками во всех четырех углах кровати, задрапированными красивыми шелковыми полотнищами. Во Франции стало обычным помещать кровати в альковы и устраивать вокруг них ламбрекены с боковыми занавесями. Шелк и хлопок пришли на смену более тяжелым тканям, таким как бархат и расшитые гобелены, которые использовались для балдахинов кроватей в эпоху барокко.

Период рококо обозначил переход от очень витиеватого и изощренного стиля эпохи барокко к изысканному классическому стилю, который доминировал в период неоклассицизма конца XVIII века.

Неоклассицизм 1770-1820

Неоклассицизм представляет собой элегантный стиль оформления, который характеризуется использованием простых геометрических форм. Классические произведения искусства Древней Греции и Рима, найденные при раскопках в Помпеях и Геркулануме в 1700-х годах, вдохновили этот стиль. Открытия, сделанные в античных руинах, повлияли также ина цветочные предпочтения эпохи неоклассики. Цветовую гамму этого времени составляют земляные оттенки, такие как глина, терракота и зелень с черными акцентами. Другие расцветки вошли в употребление под влиянием промышленности, а не истории. Произведения керамического завода Веджвуда создали моду на голубые и синие оттенки, и ткацкие фабрики Обюссона и Гобелена во франции начали производить ткани этих цветов.

Фасоны кроватей и кроватных балдахинов в это время становятся делом скорее мебельщика, чем обойщика. Результатом этой перемены стало уменьшение роли кроватных драпировок и появление согласованных карнизов кроватей и окон.
Краснодеревщиком, чьи идеи оказали большое влияние на интерьеры конца 1700-х годов, был Томас Шератон. Шератон был знаменит как создатель уникальных кроватей и сложных карнизов. Ему приписывается введение в обиход карниза «пагода», отмеченого сильным влиянием китайского искусства. Модели Шератона, опубликованные в конце 1793 года в «Книге рисунков для краснодеревщика и обойщика», были украшены резьбой, позолотой и классическими мотивами. Самым распространенным фасоном штор эпохи неоклассицизма были драпирующиеся занавески, теперь располагавшиеся симметричными парными полотнищами. Они выглядели довольно непритязательно,что повлекло необходимость усовершенствовать карнизы-штанги, сделать их более декоративными или функциональными.

Появление в это время первых карнизов со шнуром и блоком, теперь известных как карнизы с раздвижным механизмом, позволяли уменьшить износ и истирание драпировок. Эти новые карнизы посредине заходили один за другой, что весьма усиливало законченность общего вида драпировок. Коме того, декоративные карнизы-штанги с изукрашенными наконечниками и кольцами уравновешивали незатейливый силуэт занавесок этого времени и делали убранство более интересным.

По мере того, как прозрачные ткани приобретали все большее распространение, под верхние драпировки был добавлен слой нижних занавесок. Эти тонкие муслиновые занавески монтировались к оконной раме и придавали комнате дополнительный уют и защиту от солнечных лучей.

Крупнейшим технологическим достижением в производстве декоративных тканей этой эпохи было изобретение Джозефом Жаккардом в 1804 году ткацкого станка. Этот сложный станок позволял машинным способом выткать материю с самыми изощренными узорами, которые ранее могли быть выполнены только вручную весьма трудоемким способом.

Ближе к концу периода неоклассицизма четкая симметрия, свойственная очертаниям оконного убранства, уступила место асимметричным моделям, которые приобрели широкое распространение позже, в эпоху ампира.

Федеральный стиль, ампир, регенство 1804-1860

Как только забота о здоровье привела к пониманию, что кроватные пологи и балдахины препятствуют циркуляции воздуха, собирают пыль, а в деревянных конструкциях кроватей поселяются насекомые, на смену прежним конструкциям пришли открытые кровати сделанные из железа. Результатом стало усиление декоративной роли кроватных покрывал и штор. Исходя из тех же соображений, которые привели к отказу от кроватей с балдахинами, тяжелые ламбрекены и карнизы также стали играть меньшую роль.

Богатство и изобилие оконного убранства достигалось теперь путем использования многослойных занавесей, часто расположенных асимметрично. Нередко окно имело 4 или 5 отдельных слоев занавесей: верхние драпировки, нижние занавески, сделанные из более легкой ткани, маркизы и жалюзи, а также, возможно, ламбрекен или подзор, который укреплялся поверх всего ансамбля.

Уменьшение роли ламбрекенов и подзоров вызвало необходимость создания более замысловатых фасонов карнизов для драпировок и завершений. Завершения, украшенные регулярными французкими складками, плисировками, сборками или буфами, приобрели более организованный декоративный вид, тогда как штанги карнизов превратились в роскошную нарядную деталь, предназначенную для демонстрации. Формы медных или деревянных наконечников и кронштейнов этих карнизов были навеяны либо классическими мотивами, такими как листья лавра или аканта, либо военными орнаментами, такими как копья или орлы.

«Продолженная драпировка» — термин,который использовался для обозначения практики превращения двух или более отдельных окон в одно при помощи единого непрерывного ламбрекена или подзора, с легкостью нашел свое применение и по отношению к асимметричным фасонам этого времени. Каждое окно само по себе было асимметричным, но при объединении с другими окнами в единый ансамбль зеркальное отражение создавало впечатление уравновешенности.

В период ампира росла популярность длинных занавесей с буфами на полу. Длина штор могла быть разной, от нескольких сантиметров, грациозно ниспадающих на пол, до метра ткани, создающе более драмматичный эффект. Мнения относительно причин возникновения этой излишней длины разошлись.

Некоторые полагают, что длина являлась проявлением достатка: чем состоятельнее владелец, тем больше метров ткани он мог себе позволить. Другие считают, что этот фасон являлся чисто функциональным способом предотвратить сквозняки из окон. Этот довод кажется особенно правдоподобным, так как пологи кроватей прошлых времен были теперь упразднены.

Еще одной деталью, которая широко использовалась в это время, была изнаночная подкладка. Она могла создавать впечатление дополнительного слоя занавесок, когда основные занавески раздвигались или поворачивались изнанкой вверх, обнаруживая контрастную подкладочную ткань. Роликовые шторы внесли в дизайн интерьеров элемент артистизма. Их полотнища превратились в холсты для нарисованных пейзажей и набивных узоров. Иногда окаймленные бахромой или бордюрами, роликовые шторы становились неотъемлемой составляющей оконного убранства этого периода.

История оконного убрансва развивалась циклически: времена изобилия и роскоши сменялись периодами подчеркнутой простоты, идеи переходных эпох со временем достигали пика своего развития. Многослойные убранства периода Ампира и Регенства были началом стиля, который достиг пика в напыщенном изобилии Викторианской эпохи.

Викторианский стиль 1840-1901

Общей тенденцией было использование отделки бахромой и различными тканями. К краям драпировок и подзоров часто прикреплялись ленты из контрастных тканей. Более тяжеловесная и пышная буйонская бахрома пришла на смену бахроме с кисточками и галуном. Все большую популярность приобретали кружевные ткани, которые использовались для нижних занавесок и для занавесок прилегающих к стеклу. Машинное производство кружевных и сетчатых тканей делало их более доступными для среднего класса.

Кружевные или прозрачные ткани плотно собирались верхним краем на медных карнизах-штангах, а нижний край либо свисал свободно, либо прикреплялся к оконной раме при помощи второй штанги, продетой сквозь нижнюю подгибку занавески. При использовании этих занавесок на окнах спален или в стеклянных дверях, их полотнища перевязывались посредине стягивающей лентой, которая придавала им очертания песочных часов.

Наиболее уважаемые дизайнеры этого времени рекомендовали своим заказчикам добавлять к шторам подкладочную и прокладочную ткани. Подкладка не только прдлевала жизнь основной ткани, она улучшала теплозащитные свойства занавесок и помогала предохранять обивку других предметов мебели от выгорания на солнце.

Карнизы, которые использовались в это время, были меньшего размера и менее вычурными, чем карнизы предшествующих периодов, хотя по-прежнему в них присутствовала позолота и иногда дополнительные медные украшения. Ламбрекены - удлиненный вариант карниза с тканью, спускающейся вдоль боковых сторон окна, были в моде в период ампира и раннюю Викторианскую эпоху, но к концу XIX века устарели и вышли из моды. Стало казаться, что эти масивные конструкции слишком тяжелы для интерьеров этого времени и что они перекрывают слишком много света.

Появлялись и новые фасоны тканевых оконных занавесок. Для создания мягких волн постоянно увеличивалось количество используемой ткани и наполнение занавесок. Результатом этой эволюции стали австрийские шторы (маркизы), с более мелкими частыми фестонами. Для придания ансамблю большей элегантности и изысканности, австрийские занавески часто дополнялись ламбрекенами и подзорами в складку. Рулонные шторы, которые теперь выпускались с пружинными механизмами, оставались важным элементом оконного убранства. Другими типами жалюзи, получившими чрезвычайное развитие в это время, были деревянные горизонтальные жалюзи и реечные ставни.

Противники чрезмерной пышности викорианского стиля объединились в группу реформаторов, которые отстаивали большую простоту убранства и возврат к готическим принципам дизайна. Это направление стало известно как «Движение эстетов». Вильям Моррис, чье имя стало синонимом декоративных тканей, был основоположником «Движения эстетов» в области дизайна интерьеров. Он и многие другие дизайнеры протестовали против удушливых, чрезмерно задрапированных штор расцвета Викторианской эпохи. Их собственные модели отличались простотой и функциональностью и служили лишь фоном для комнатного интерьера.

Идеи «Движения эстетов» оставалось главенствующим до конца XIX века, когда в результате обратного процесса в оформлении окон снова вернулось фрацузкое влияние, что привело к возрождению изощренно сложных карнизов и всех тех украшений, которые были характерны для штор прошедших веков.

Модерн

Девиз: возвращение к природе.
Цель: воспевание красоты.
Идея: сотворение пекрасного, преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой».

Как движение в искусстве возник на рубеже XIX и XX веков в развитых странах. В России и Англии подобный современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции — «ар-нуво» (новое искусство), в Италии — «либерти», в Германии, Швеции, Финляндии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «сецессион» (отделение, уход), в США — «стиль Тифани». Модерн — стиль ностальгически-романтический. Если классицизм можно характеризовать словами «простой и строгий», рококко — «изысканный и роскошный», то к стилю модерн больше подойдет эпитет «элегантный».

Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Основной выразительной формой и мотивом стиля стала линия, ноне прямая, а извилистая, изящная, плавная, замысловатая. Ему свойственна асимметрия.

Язык искусства модерна — это абстрактные формы, но живые, органичные, дышащие и растущие. Символ стиля — изощренная форма цветка цикламена. Основа мотивов - сильно стилизованные цветы и растения, оплетающая опору лиана. Птицы — лебеди. Для убранства в стиле ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос.

В интерьерах часто встречаются свободная планировка, свойственная японским жилищам, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных сочетаний. В технике витража делают межкомнатные перегородки, дверные проемы, абажуры и светильники.

Модерн принес в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах. Цвет — неяркий, приглушенный, лучше полутона. Особенно популярны светло-зеленая гамма и оттенки лилового. Характерны жемчужно-серые оттенки, а также насыщенные золото и охра. В целом обстановка может напоминать атмосферу декадентского салона начала века, с приглушенным мерцанием серебра и перламутровым блеском.

При желании интерьер можно оформить оригинальными вещицами начала прошлого века. Так, например, длинноногая бронзовая цапля под лестницей в гостиной или небольшая пепельница в форме ракушки, украшающая полочку дивана, станут не менее красноречивыми символами стиля. Добавьте сюда пальму в кадке, деревянную трость с медным набалдашником, сигару на ломберном столике, дымящуюся в круге света от лампы с тканым абажуром, — и вот вам модерн. Пристрастие этого стиля ко всякого рода художественным аксессуарам и милым безделицам очевидно.

Кантри

Стиль кантри (в переводе с английского языка — «Сельский, деревенский») появился в Англии в начале прошлого века. Уютные коттеджи английских деревень с живой изгородью, цветниками и мощеными дорожками — так он выглядел вначале. Он не потерял своей актуальности и по сей день.

Несмотря на смену эпох и социальных катаклизмов, разрастание гигантских мегаполисов, с их стремительной и перегруженной информацией жизнью, кантри имеет много поклонников. А секрет его прост. Этот стиль находится как бы вне времени, так как, сохраняя и передавая из поколения в поколение дома, вещи и сам уклад жизни, люди бережно хранят традиции и культуру своего народа.

Главный принцип при создании таких интерьеров — простота, функциональность и отсутствие вычурности. Важно еще и то, что кантри — экологический дизайн. Рекомендуется использовать исключительно натуральные природные материалы со специальной грубой отделкой, элементами несложной резьбы ручной работы.

Для пола — мощение плиткой или декоративным камнем, массивные деревянные половицы, натуральная или крашеная сосна.
Для стен — декоративная штукатурка, или сочетание фрагментов оштукатуренных стен с частично сохраненной каменной или кирпичной кладкой.
Или дерево, причем светлых тонов. Подойдут также бумажные обои — с наивным цветочным рисунком, неярким и тонким.

Важной составляющей обстановки в стиле кантри является использование текстиля. На окнах должны быть тонкие шторы из хлопка с мелкими оборками, рющами, драпировкой.

Цвет штор — светлый, в тон стен, с растительным мелким рисунком.Когда такие шторы шевелит ветер, кажется ощущаешь запах английского луга с мелкими неприхотливыми цветами, запах стриженой газонной травы и вереска.

На диванах — много подушек и подушечек, вышитых, вязаных, разноцветных. Скатерти, салфетки и покрывала, драпипровки на стульях и чехлы на креслах, абажуры — без всего этого немыслим стиль кантри. Разнообразие расцветок, сочетание разных тканей — от ситца то шерсти, а узоров - от клетки до цветочных букетов, должно органично сочетаться и не перегружать интерьер. Ведь сельские дома, в отличии от современных квартир, были достаточно просторны.

Украшением такого дома служат цветы. Сухие гортензии и розы, ноготки и ромашки в букетах, вазах и вазочках стоят повсюду — от прихожей до кухни. Ну и, конечно, живые цветы в горшках — на подоконниках, буфетах и полках.

На стенах — незатейливые пейзажи, выполнены акварелью, фотографии в рамочках и полки с книгами. В таком доме спокойно и уютно. И так хорошо сидеть у камина с чашечкой душистого чая.

Арт-деко

Это смешание элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского примитивного искусства. Появился этот стиль на волне неоклассицизма. Этот термин, обозначающий художественный стиль, родился в Европе. Свое название получил в 1925 году на парижской выставке. В переводе с французкого означает «декоративное искусство».

Арт-деко — стиль буржуазный, но не обывательский; классический, но не под старину. Стиль, искусно объединивший в себе традиции Рима, Египта, Греции, Китая, Японии. Интерьеры, оформленные в стиле арт-деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» — мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики.

Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника», они создавались с шиком 20-х годов XX века, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Ritz». Для арт-деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более трех цветов, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера. Для арт-деко характерны легкость и изящество, стремление воспринять скорость и напор наступающего века машин.

Эклектика XIX век

Взаимодействие различных культур существовало всегда, к тому же, создавая что-то новое, авангардисты обращались к уже известному ранее. Например, к древнейшим культурам Китая или Индии, шумерским манускриптам или скульптурам Месопотамии.

Идя по пути некоторого взаимствования и даже смешания разных стилей, есть вероятность создать новое, необычное. Это и позволило появится в исcкустве (архитектура, дизайн) такому направлению как эклектика (смешение стилей).

Копируя старые стили, эклектика позволяла функционировать элементам нескольких стилей в одном интерьере. Основопологающим принципом искусства она стала именно в XIX веке. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей.

При этом многие критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности, отсутствии индивидуальности. А некоторые даже говорили о том, что эклектика - отсутствие стиля как такового. И случается это во времена, когда один стиль себя уже изжил, а другой еще не появился.

И все же у эклектики есть свои отличительные черты:

  • Главный секрет эклектики заключается в ограничении двумя-тремя стилями и объединении их за счет фактуры,цвета и т. д.
  • Данный стиль характеризуется пластичностью, скругленными углами, строгими вертикальными линиями и «отступающими» формами
  • Отличается применением декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнца, а также обилие текстиля, мягкость и удобство мебели
  • Важны чувство меры, вкуса, удачная импровизация и такт
  • Хотя образ дома в стиле эклектика может быть весь построен на пртиворечиях, но главной его чертой должны оставаться удобство и комфорт
  • В обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, необходимо акцентировать внимание на деталях, потому что именно они объединяют такие разные по характеру предметы.

Можно сказать, что нынешнее время, конец XX - начало XXI века, является временем эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально. Конечно же, на такие эксперименты решаются люди, уверенные в своем вкусе, смелые, неординарные.

Хай-тек

Благодаря стремлению человечества заглянуть в будущее и хотя бы частично перенести из него мечту в реальность, в искусстве появилось новое направление — хай-тек. Возникло оно в Британии в 70-е годы XX века. В переводе с английского «high-tech» — «высокие технологии», что очень точно выражает суть данного направления в дизайне.

Основная его идея — художественное осмысление высоких технологий. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений науки и техники. Основные его черты — максимально функциональное использование пространства, сдержанный декор.

Стилю характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери. Излюбленные материалы хай-тека — хромированные трубы, металлические поверхности, полированные перемычки соединений, болты, стекло и пластик.

Основные принципы стиля хай-тек:

  • Минимализм во всем
  • Эстетика материала
  • Техногенность
  • Деловитость, четкость
  • Строгость и простота конструкций
  • Прямизна, подчеркнутая графичность и лаконизм линий
  • Наличие ясных и четких геометрических форм
  • Минимум деталей
  • Никакого дерева, сложной отделки и обоев в горошек, узоры или цветочек.

Главное, помнить правило: в интерьере в стиле хай-тек яркое пятно может быть только одно.

Лучшая одежда для окон в стиле хай-тек — вертикальные или горизонтальные жалюзи. Но если вы не хотите, чтобы ваше жилье напоминало офис, прибаьте к ним шторы — непременно однотонные неяркие, не очень тонкие и не слишком плотные. Люверсы, петли с декаболами будут кстати. Сочетание «тюлевые занавески плюс непрозрачные гардины» неуместно. Это классика.


Защитный код Обновить